Во время экзамена на зимней сессии 2024 года, я заметила девушку, которая стояла с большим количеством написанных от руки конспектов. На вопрос зачем они ей, она начала плакать. Выяснилось, что она несколько месяцев была вынуждена поддерживать личную коммуникацию с преподавателем, который манипулировал баллами и угрожал прекратить любую её научную деятельность.
Студентка вуза из Санкт-Петербурга
Я поняла, что не смогу сделать вид, что ничего не знаю. В течение нескольких недель я с подругой занималась сбором информации от других девушек с факультета, чтобы выяснить, находится ли кто-то еще в опасности прямо сейчас, а главное — не дать пострадать никому в будущем. Результаты оказались предсказуемыми: почти все, кому мы написали, ощущали себя некомфортно и небезопасно. «Есть ощущение, что следующий шаг — изнасилование», — так нам говорили. Нам удалось собрать большое количество историй, подтвержденных скриншотами и видео (материалы есть в распоряжении редакции, — прим. Лупы). При этом все эти девушки просили их истории не использовать: «Вы ничего не сможете исправить, и станет только хуже».
Иногда у студентов всё же получается защитить себя от нежелательного поведения.
Одну из историй нам прислала девушка, которая смогла добиться увольнения непрофессионального преподавателя. Правда это произошло не в НИУ ВШЭ, а в одном из Санкт-Петербургских университетов (мы не называем вуз по просьбе героини, — прим. Лупы).
Она была вынуждена писать «доброе утро» неприятному человеку, который её запугал, отправлять фотографии, где она «при параде», отчитываться о каждом часе изучения его дисциплин.
Уволить того, кто опасен, можно только угрозами предать дело огласке в СМИ, а разрыв профессиональных отношений с преподавателями в таком случае будет оформлен «по собственному желанию».
В администрации факультета все знали, но не хотели увольнять “сильного преподавателя”. Мы направили письмо с доказательствами руководству кафедры, где попросили отреагировать и принять меры. Нам ответили, что с преподавателем уже поговорили и запретили писать дипломы с девочками (а значит все в безопасности). После этой «гарантии» безопасности мы решили направить письмо ректору университета, чтобы рассказать о том, что происходит, а также попросить принять меры, чтобы нам не пришлось привлекать СМИ. После этого письма с нами сразу стали вежливо разговаривать, а преподавателя уволили одним днём. К сожалению, я не чувствовала радости и безопасности тогда и, пожалуй, всё еще не чувствую.
В моем университете нет выработанной системы противодействия харассменту. Никто не рассказывает нам о том, что допустимо, а что нет, и куда мы можем обратиться. В качестве «защиты» студенткам не дают писать дипломные работы с теми, кто может совершить над ними насилие.