Расследование

Как сотрудник МИФИ помогаeт небольшому автосервису обманом зарабатывать на закупках вуза

госзаказ рулит!

Про что
Что выяснили
Московский инженерно-физический институт обходит антикоррупционное ограничение, чтобы заключать договоры с дружественной компанией по обслуживанию автомобилей.
Автосалон получил от вуза 11 подрядов на 4,7 миллиона рублей. Все закупки были проведены без конкурса, а учредитель сервиса и сотрудник университета оказались старыми знакомыми.
Тезисы
Расследование проведено совместно с
полный текст
В течение 4 лет небольшой автосервис «Авто-Оптималъ» заработал 4,7 миллионов рублей на господрядах от НИЯУ МИФИ без конкурса. Владельцы автосервиса и лица, занимавшиеся госзакупками со стороны университета, оказались связаны одним номером телефона. MSK1 и «Лаборатория университетской прозрачности» разобрались, что с этим не так.
Доставщик пиццы подъезжает к небольшому трехэтажному офисному зданию на юге Москвы. Оно неказисто облицовано кирпичом. На последнем этаже три балкона с коваными перилами — по-видимому, предназначенные для рабочего перекура. В этом месте свой заказ с нетерпением ждет Алексей Кузнецов.
Контактное лицо
Кузнецов работает в НИЯУ МИФИ (Московский инженерно-физический институт). Тогда он еще занимал должность заместителя начальника инженерно-транспортного управления, которое отвечает за эксплуатацию и техническое обслуживание университетского автопарка. Сейчас на сайте МИФИ указана другая его должность — ведущий инженер.

В автопарке МИФИ выбор автомобилей разнообразен и не скромен — там есть как базовые Ford Mondeo, так и машины бизнес-класса Infiniti M37. Эти автомобили предназначены для рабочих поездок сотрудников университета: как правило, они наслаждаются дорогой в качестве пассажиров. За безопасное вождение отвечает личный водитель, а за исправное состояние автомобилей — инженерно-транспортное управление МИФИ, где и работает Алексей Кузнецов.
инфографика
Мы проанализировали закупки у единственного поставщика нескольких российских вузов, входящих в топ-10 рейтинга RAEX. В этот раз под нашей лупой оказался московский инженерно-физический институт. Мы обнаружили несколько подозрительных договоров на обслуживание и ремонт университетского автопарка, в которых содержалась информация об автомобилях — марка и госномер. Эти данные помогли нам выявить некоторые нарушения.
Нарушаем!
О 46-летнем Алексее Кузнецове довольно мало известно — на сайте университета есть только его фотография и должность. Социальные сети Кузнецова выглядят заброшенными — по крайней мере, в своем аккаунте во ВКонтакте сотрудник МИФИ не публиковал ничего с 2017 года.

Изредка фотографии с Алексеем появляются только в соцсетях его жены Назик, на них они позируют вместе с их маленькой дочерью. Кузнецов сильно старше своей супруги — разница между супругами составляет целых 13 лет. А еще, судя по всему, бывший замначальника инженерно-транспортного управления и сам является автолюбителем: на него записаны как минимум пять легковых машин, при этом ни одна из них не является автомобилем класса люкс.
Без конкурса и без сотрудников
На ярко-красной RАVОN R2 с номером В111ВК199 Кузнецов, например, за полтора года нарушил ПДД 20 раз. Большинство штрафов ему были выписаны за превышение скорости от 20 до 40 км/ч, некоторые — за неправильную парковку и последующую эвакуацию автомобиля, остальные — за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, использование телефона за рулем и за нарушение правил использования ремней безопасности.
С 2014 года «Авто-Оптималъ» заключает с МИФИ договоры по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей без конкурса, то есть как единственный поставщик.
Источники фото: https://www.instagram.com/nazikbarsegian/?img_index=1
Такой выбор может показаться странным: у «Авто-Оптималъ» даже нет собственного сайта, на котором можно было бы ознакомиться с предоставляемыми ими услугами. По данным из «Руспрофайла», за все время существования компании число ее сотрудников колебалось от нуля до одного.

Несмотря на это, за период с 2014 по 2018 год автосалон, с которым связан сотрудник МИФИ Алексей Кузнецов, получил от вуза 11 подрядов на сумму 4,7 миллиона рублей. Все закупки, которые получил «Авто-Оптималъ», были проведены без конкурса.

У МИФИ, как и у любой организации, которая осуществляет закупочную деятельность, есть Положение о закупках, где зафиксировано, в каких случаях университет проводит закупки неконкурентным способами. В этом документе сказано, что университет может покупать у единственного поставщика любой товар или услугу, стоимость которых не превышает 600 тысяч рублей.
— Все четыре [закупки] идут поквартально. Мне не дают заключить договор на большую сумму, [поэтому] мы его дробим согласно законодательству».
Несколько раз, чтобы заключить договоры с «Авто-Оптималь», МИФИ раздробил одну закупку, общая сумма которой превышала 1,3 миллиона рублей, на четыре части — по 600 тысяч рублей. Так университет смог обойти установленное им самим ограничение.

MSK1 спросило у Алексея Кузнецова из МИФИ, почему университет разбил одну закупку на несколько частей. Поначалу тот заявил, что договор был заключен в ходе конкурса, но после того, как журналист поправил его, сказал, что закупка была проведена в соответствии с требованиями к закупке у единственного поставщика.

«Просто мы заключили рамочный договор и на основании этого рамочного договора обслуживаем автопарк, — продолжал как ни в чем не бывало сотрудник вуза.
Источники фото: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/notice223/common-info.html?noticeInfoId=8523272
Сотрудник МИФИ Алексей Кузнецов, отвечающий за университетский автопарк, ответственно относится к своей должности в университете. Номер телефона, на который он заказывал пиццу, также указан как контактный на странице ООО «Авто-Оптималъ» в «Руспрофайл». Кузнецов ест пиццу и руководит компанией не в одиночку. Второе контактное лицо организации — ее гендиректор и учредитель Иван Судаков. На его номер телефона тоже заказывали пиццу на этот адрес — улица Большая Черемушкинская, дом 21.
Коллеги поневоле
Юрист в сфере антикоррупции Григорий Машанов, говорит, что это «вполне может указывать на вертикальный сговор между заказчиком и исполнителем контракта», поскольку Кузнецов имеет отношение к обеим сторонам договора.
Источник фото: https://www.instagram.com/p/Bfv9XRSA7Yf/
51-летний Иван Судаков тоже ведет довольно скрытный образ жизни. На его странице в «Одноклассниках» указано, что мужчина закончил Университет машиностроения «МАМИ», который в 2016 году был соединен с МГУП им. Ивана Фёдорова и превращен в московский Политех. Фотографий Судакова не так много: помимо той, что он сам выложил на страничке в «Одноклассниках», Иван попал на фотографию со старшей дочерью Александрой с концерта Depeche Mode в 2018 году в спорткомплексе Олимпийский.

Судя по всему, со своей семьей Иван Судаков сейчас не общается — его нет ни на совместных фотографиях его, возможно, бывшей жены Татьяны Судаковой-Отрадинской с их младшей дочерью Машей, ни на фотографиях со свадьбы старшей дочери Александры. На странице в «Одноклассниках» местом жительства Ивана указан Багдад, но проверить это невозможно.

В договорах между МИФИ и ООО «Авто-Оптималъ» Судаков указан как контактное лицо компании, а Кузнецов — как контактное лицо от университета.
Мы связались с Иваном Судаковым и Алексеем Кузнецовым. Судаков объяснил ситуацию с регистрацией «Авто-Оптималъ» на номер Кузнецова тем, что раньше этот телефонный номер принадлежал ему.

«Дело в том, что номер, который сейчас принадлежит Алексею Кузнецову, когда-то принадлежал мне», — на вопрос, как так вышло, Иван Судаков ответил «не помню, это давно было».

У Алексея Кузнецова возникла другая версия, почему так получилось: «Здесь это вышло случайно <...>. Он регистрировался [Судаков] и мой телефон вводил. Это никак не связано <...> Такое произошло [с «Авто-Оптималъ»]. Несколько раз уже звонили. На каком-то там сайте прошла регистрация с моим номером телефона почему-то».

Мы отправили запрос в МИФИ, в ответ на который получили третью версию случившегося. Руководству вуза Кузнецов пояснил, что «телефонный номер [«Авто-Оптималъ»] был указан ошибочно при заполнении карточки компании в программе «1 С».
Очная ставка
Последний контракт с автосалоном МИФИ заключил в 2018 году, о дальнейшем сотрудничестве МИФИ и «Авто-Оптималъ» неизвестно. Заказчики, согласно Федеральному Закону № 223, могут даже не публиковать информацию о закупках у единственного поставщика и тексты заключенных договоров. В этом отличие от закупок, которые проводятся конкурентным способом.
В объезд конкуренции
Кузнецов связан не только с ООО «Авто-Оптималъ». На его номер телефона также был зарегистрирован индивидуальный предприниматель Владимир Шилов, который заключал договоры с университетом как единственный поставщик. Шилов даже «соперничал» с ООО «Авто-Оптималъ» на проведении одной из закупок.
C 2011 года ИП Шилов получил от МИФИ 14 подрядов на сумму 4,7 млн. руб.
Если заказчик не размещает информацию, то общественности его практически не проконтролировать. Если, конечно, не удастся добыть какую-то инсайдерскую информацию. Если же какая-то информация все же размещается, то остаются обычные механизмы контроля: анализ информации, обращения в прокуратуру и антимонопольные органы. Можно обратиться и в Федеральную антимонопольную службу, в том числе, по Федеральному Закону «О защите конкуренции» на основании статей 17 (часть 1) и 11 (часть 4). Например, если систематические неконкурентные закупки у одного поставщика наводят на мысли о сговоре.

Ирина Соколова

Аналитик независимого проекта «Тендерскоп»
инфографика
C 2011 года ИП Шилов получил от МИФИ 14 подрядов на сумму 4,7 млн. руб.
Как мы считали?
Кроме факта коррупции, в автопарке МИФИ мы обнаружили ряд других нарушений. Так, нам удалось выяснить, что пробег некоторых автомобилей был скручен. Судя по выпискам из AVInfoBot, у одного из Ford Mondeo пробег уменьшился с 34 тысяч километров в 2018 году до 8 тысяч в 2020. А у еще одной машины такой же марки пробег был скручен с 280 километров до 150. Нарушителя можно привлечь к административной ответственности 7.27.1 КоАП РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в виде штрафа не менее 5 тыс. руб.

Ещё одно найденное нами нарушение, связанное с автопарком МИФИ — использование служебного транспорта в личных целях. Это можно посчитать самоуправством, а за подобное нарушение грозит административная или даже уголовная ответственность.

Несмотря на это, в 2021 году некая Ольга Степанова ездила на обслуживаемом МИФИ Ford Mondeo в садоводческое некоммерческое товарищество «Мечта», которое находится во Владимирской области. Нам не удалось найти человека с таким именем среди сотрудников МИФИ, однако на странице полной тезки Ольги в LinkedIn указано, что она проучилась в этом же вузе как минимум пять лет.
Экономия и поездки в СНТ «Мечта»
Найденные нарушения, связанные с закупкой автомобилей и их обслуживания МИФИ, можно расценивать как обход конкурентной процедуры и нарушение не только принципа обеспечения конкуренции, но и собственного Положения о закупках.

В отсутствие конкуренции за заказ цена будет выше рыночной, а качество может оказаться хуже того, что можно было бы купить за те же деньги при проведении конкурентной закупки.

Несмотря на очевидное нарушение, МИФИ, скорее всего, не понесёт за них наказания, потому что закупки состоялись более трех лет назад. И все же я надеюсь, что представление прокуратуры предотвратит подобные нарушения в будущем.
Ирина Соколов
Аналитик независимого проекта «Тендерскоп»
Помимо выполнения подрядов для НИЯУ МИФИ, «Авто-оптималъ» участвовал в закупках ФГКУ «Рослесресурса». Одним из конкурентов «Авто-оптимала» в 2011-2012 годах была компания «Каховка 6». Название компании-“соперника” «Авто-Оптималъ» совпадает с названием улицы, на которой в начале была зарегистрирована первая компания Судакова — Каховка. Совпадает и контактный номер для связи с «Каховка 6» — и это снова телефон Ивана Судакова.

Несмотря на то, что по этим закупкам проводился конкурс, некоторые из них, где участвовали «Авто-Оптималъ» и “Каховка 6", нельзя считать конкурентными, ведь фирмы, связанные с Судаковым, по сути соревновались сами с собой. Согласно данным с сайта «Госзакупки», в качестве контактного номера «Авто-оптимала» был указан телефон Алексея Кузнецова, а у «Каховки 6» — телефон его коллеги Ивана Судакова.
Мы направили запросы в НИЯУ МИФИ и Министерство Образования.

В Минобре нам ответили, что проверка соблюдения МИФИ законодательства о закупках проводилась в 2018 году за отчётный период с 2014 по 2017 годы. О результатах проверки Минобр ничего не сообщил.

В МИФИ нам также отметили, что не имеют информации о том, что у ИП Шилова В.Г., «Авто-Оптималъ» и Алексея Кузнецова один телефонный номер, «так как в заключенных договорах указаны другие номера для связи с указанными контрагентами».
Что нам ответили в МИФИ и Минобре
Авторы: Анастасия Карякина, Данила Жеховский, Саша Ангел, Алина Хафизова, Лизавета Цыбулина, Татьяна Колобакина

11.01.2024
над тeкстом работали

Больше расследований
Секретная стипендия
Общаги
Герои нашего времени
Что такое повышенная стипендия и как её получить
Почему некоторые студенты российских вузов остаются без общежития
Как вузы и компании зарабатывают на «патриотических» мероприятиях
Лаборатория университетской прозрачности. 2024
мы на связи